Ве́бер Макс (Weber) (1864-1920), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Брат А. Вебера. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию, разграничение опытного знания и ценностей; концепция «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов; теория идеальных типов - абстрактных мысленных конструкций исторического процесса. Выступал против марксизма. В происхождении западноевропейского капитализма отводил решающую роль протестантизму. Основные сочинения: «Аграрная история древнего мира», «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество».
* * *
ВЕБЕР Макс - ВЕ́БЕР (Weber) Макс (1864-1920 ), немецкий социолог, историк, экономист и юрист. Брат А. Вебера (см. ВЕБЕР Альфред).
Основоположник так называемой понимающей социологии. В основе методологии Вебера, опирающейся на неокантианскую гносеологию (см. НЕОКАНТИАНСТВО), разграничение опытного знания и ценностей; считал, что необходимо найти синтез естественно-научного знания и интуиции. Теория идеальных типов - абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса, причем идеальный тип не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема и только потом соотносится с эмпирической реальностью; примерами идеальных типов являются капитализм, ремесло, христианство и т.д. С точки зрения Вебера, социология схожа с историей, так как обе эти черты каждого идеального типа, а социология изучает общее для всех идеальных типов в различных условиях. Ввел понятие «отнесение к ценности»; ценности делятся на теоретические (истина), политические (справедливость), нравственные (добро), эстетические (красота) и другие. Они имеют значимость для всех изучаемых субъектов во все периоды развития общества, то есть являются надсубъективными. Предметом социологии по Веберу является изучение социальных действий; действие человека является социальным в том случае, если оно осмыслено и направлено на других людей. Действия Вебер делит на целерациональные (ясно осознана цель действия), ценностно-рациональные (ценность представляет не конечный результат, а само действие - например, обряд), аффективные (см. АФФЕКТ) (совершается в состоянии аффекта или сильных чувственных переживаний) и традиционные (совершаются в силу привычки). В процессе эволюции происходит все большая рационализация социального действия, все большее значение приобретают не ценности, а цели. Вебер выделил виды легитимного (признанного со стороны управляемых) господства: легальное (в его основе лежит целерациональное действие; люди официально выбирают себе лидера), традиционное (в основе лежит привычка, оно базируется на вере и существующем порядке) и харизматическое (см. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) (человек приходит к власти благодаря своей харизме). Выступал против марксизма (см. МАРКСИЗМ). В происхождении западноевропейского капитализма отводил решающую роль протестантизму (см. ПРОТЕСТАНТИЗМ). Основные сочинения: «Аграрная история древнего мира», «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйство и общество».